Доля женщин в российском бизнесе продолжает расти, и на начало 2024 года они являются собственниками 41% российских предприятий, при этом в сфере интернет-торговли женщин-предпринимательниц уже больше, чем мужчин, говорится в исследовании "Тинькофф бизнес" (объединяет финансовые и технологических продукты для предпринимателей), с которым ознакомился ТАСС.
"Тинькофф бизнес" в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провел исследование представленности женщин в российском бизнесе. Исследование основывается на данных более 1 млн клиентов, рассматривался период с 2021 года по 2024 год.
"За три года (с 2021 года по 2024 год) доля женщин в бизнесе увеличилась с 32% до 41%. При этом, если доля предпринимательниц в офлайн-бизнесе увеличилась с 47% до 48%, оставляя лидерство за мужчинами, в онлайне ситуация изменилась. Доля женщин, владеющих интернет-магазинами, выросла с 45% до 52%, а женщин-продавцов на маркетплейсах - с 40% до 54%", - отмечают авторы.
За прошлый год российские предпринимательницы увеличили обороты бизнеса на 17%, при этом на маркетплейсах результат был гораздо выше - бизнес в среднем вырос на 61%. Динамика бизнеса мужчин-предпринимателей была еще выше: рост оборота в целом - на 25%, на маркетплейсах - на 84%.
Бизнес в регионах
С точки зрения региональной структуры лидерами среди городов-миллионников по популярности бизнеса у женщин являются Краснодар (доля женщин в бизнесе - 45% от общего числа предпринимателей), Уфа (43%), а также Волгоград, Ростов-на-Дону и Новосибирск (по 42%).
Рассматривая регионы в целом, авторы исследования отмечают, что в Туве и Бурятии женщины в бизнесе более активны, чем мужчины (доли - 62% и 55% соответственно). Кроме того, в топ-5 регионов по количеству предпринимательниц - Забайкальский край (48%), Калмыкия (47%) и Астраханская область (46%).
"В большинстве регионов мужчин-предпринимателей больше, чем женщин", - замечают авторы. Наибольшая доля мужчин в бизнесе наблюдается в Ингушетии (71%), Новгородской области (67%), Дагестане (66%), Магаданской (65%) и Вологодской (64%) областях.
Популярные направления бизнеса
Медианный возраст и у женщин, и у мужчин в российском бизнесе составляет 37 лет. Наиболее популярные направления бизнеса среди предпринимательниц - онлайн-торговля, розничная торговля и услуги для физических лиц. В свою очередь мужчины активнее всего развивают бизнес в электронной коммерции, розничной торговле и строительстве.
"Самыми популярными категориями офлайн-бизнеса среди женщин являются продуктовые магазины, кафе и рестораны, салоны красоты, магазины одежды. Мужчины же чаще всего открывают свое дело в сферах общественного питания, магазинов для дома и ремонта, продуктовые и магазины автозапчастей", - отмечается в исследовании.
С точки зрения онлайн-бизнеса предпринимательницы активнее всего работают в сферах образования, туризма, а также занимаются продажей одежды и товаров для дома. Среди самых популярных направлений онлайн-бизнеса среди мужчин-предпринимателей - товары для дома, образовательные услуги, продажа одежды и автозапчастей.
*Центр «Мой бизнес» информирует. Работа центра «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.